(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({ google_ad_client: "ca-pub-9684697538094973", enable_page_level_ads: true });
Понятие «психологическая травма» появилось в 80е годы прошлого века в рамках исследований птср (посттравматического расстройства). Само по себе птср, то есть изменение поведения людей, переживших опасные или трагические события, катаклизмы, стрессы, описано ещё в трудах античных авторов. Сохранились письменные свидетельства, датируемые аж 1300 в. до н.э., о том, что солдат после сражений преследовали кровавые призраки мертвых. Есть упоминания о посттравматических симптомов у Геродота, у средневековых авторов, авторов Эпохи Просвещения, в хрониках Гражданской войны в США…
В истории человечества было неоднократно зафиксировано это явление среди военных, участников военных действий. Чаще всего птср связывают именно с переживанием военного времени или событий, но это явление может быть и в мирное время, и с мирными жителями. И может быть вызвано событиями, не имеющими прямого отношения к войне.
Сегодняшний пост о том, какой след оставили события 20го века в сознании целых поколений людей, и как это отразилось на их поведении. Статья про Россию и постсоветское пространство.
В продолжение статьи
Меня зовут
Рубрики
Метки
Память о значимых социальных процессах и исторических событиях передаётся поколениями, от старших к младшим, в процессе семейного воспитания. И в результате передачи информации от человека к человеку личный пережитый опыт становится частью коллективного опыта, формирует информационную среду и культурный код общества.
В 20 веке было 4 ключевых социально-исторических процесса, которые вызваны конкретными событиями, фактами:
- Период революций, Гражданской войны и коллективизации. Связан с темой бедности и богатства.
- Период Второй Мировой войны. Связан с изменением гендерного поведения.
- Период развала СССР. Связан с потерей социальной идентичности.
- В разное время — репрессии и депортация малых народов. Забвение и потеря родины.
Каждый из этих процессов остался в памяти людей. Далее в статье подробнее об этих процессах.
Первый процесс, период приблизительно 00-30е годы 20го века: революции, Гражданская война, коллективизация, индустриализация.*
*У европейцев этот период связан с Первой Мировой войной.
Богатство и бедность
Социальные процессы этого периода объединяет один смысл: это был слом прежних, фундаментальных принципов отношения к собственности и власти. В то время была изменена полностью иерархия и структура общества, что сопровождалось изменением принципов владения материальными благами.
В каждой семье есть свои семейные истории, связанные с темой материальных ценностей в то время. Поскольку большая часть населения России на начало 20 века была из крестьян, которые вступали в колхозы, сейчас у многих в семейном сценарии есть паттерн (устойчивая модель поведения и реакций) про то, что для того, чтобы выжить, нужно отказаться от собственности, денег, имущества.
Тема эмиграции, необходимости бежать, бросив условное «поместье» и фамильные драгоценносии, хоть и меньше распространена, но тоже об этом же.
Также есть тема внезапного обогащения и обретения власти над людьми:
Все, что связано с финансовым статусом ныне живущих людей - резонирует с той памятью об изменении социального статуса, потери имущества и даже жизни, формирует идеологию, систему ценностей и реакций в отношении денег. Влияет на выбор денежной стратегии.
Второй период: примерно середина 30х годов - 53г. Репрессии, Вторая Мировая война, восстановление ресурсов.
Изменение социальных ролей
За себя и за того парня
Многие мужчины были убиты. Женщины взяли на себя часть мужской ответственности в социуме. Те мужчины, которые вернулись с войны, остались жить - тоже взяли на себя часть чужой ответственности.
Мужчинам важно было позаботиться о вдове однополчанина и его детях. Женщинам важно было в память о погибшем герое работать за двоих, вырастить детей так, чтобы своих отцов любили, помнили, подражали.
Посттравматическая идея, корнями идущая из этого периода, для меня звучит как «За себя и за того парня».
Паттерн выражается, например, в отказе на компенсацию сверхурочной переработки, в отношении к мужчине: «он же пришёл с работы, ему надо отдохнуть, а я отработаю 3 смену», в отношении к женщине «она рсп, будет рада хоть чужого мужа в доме видеть раз в неделю». Идея «чужих детей не бывает» — это про осиротевших эвакуированных детей, которым в глубоком тылу другие люди, других национальностей, заменили семью.
Отсюда же идёт, возможно, привычная модель отстаивать своё мнение, «стоять насмерть» и уничтожать «противника».
Возможно, все эти бесконечные высказывания мужчин в комментариях про грядущий апокалипсис и про то, как женщины без мужчин не выживут - это что-то оттуда, из того времени, когда была война, мужчин убивали, женщины выживали в совершенно ужасающих условиях.
На тему изменения женской социальной роли в условном «постапокалипсисе», один из множества примеров:
Третий период: конец 80х- 90е
Перестройка, гласность, Развал СССР
Потеря идентичности, принадлежности к стране.
Граждане несуществующего государства
Модные идеи «я гражданин мира», «поеду жить на остров, буду работать удаленно и заработаю миллион», ставшие популярными в 2000е - родом оттуда, из периодов развала СССР.
Люди потеряли государство, а не страну, гражданство, а не национальность. Были разорваны социальные связи, обесценились не только рубли, сам ранее накопленный
Разрушению подверглись этические ориентиры, на которых веками строилась культура российского общества, вытеснены «пеной» быстрого обогащения, коммерциализации государственных систем. Этические основы по-прежнему подвергаются атакам, да и пена не ушла.
Этот период изменил в людях идентичность, связь со своим государством и страной. Возможно, тот уровень недоверия народа к чиновникам, который мы наблюдаем сейчас — результат отношения обычных людей к людям, облечённых властью в любой форме, сформированного во времена застоя и лихих 90х.
Верить нельзя никому ©️
Четвёртый процесс, пожалуй, не имеет четкой хронологической привязки. Это процесс в основном связан с депортацией малых народов и народностей, косвенно с репрессиями.
Потеря Родины
Перекати-поле
Травматический след от этих событий, кроме вышеперечисленных потерь материальных ценностей, социального статуса, изменения гендерной нагрузки и утраты идентичности, носит некий архетипический характер. Потеря связи с местом рождения —это как утрата связи с землей, породившей жизнь. Когда могилы предков далеко, и нет возможности им поклониться — это обессиливает человека. В язычестве был обычай: отправляясь в далекое путешествие, брать с собой горсть земли у родного дома. Символ очень мощный. Потомки тех, кто был депортирован, имеют в своём семейном сценарии эту память, память утраты силы родной земли, которая помогает и поддерживает.
Пример. В республике Калмыкия серьезно занимаются проблемой опустынивания. Я предположу, что такое внимание к проблеме связано не только с климатическими условиями этого региона, но и с историей возвращения депортированного малого народа на свои земли после реабилитации в 1956г.
Почему я связываю эти два факта, депортацию и опустынивание? Мне приходилось общаться с людьми из Элисты, которые работают в сфере экологии и конкретно занимаются восстановлением почв. Кроме бизнес-формата, есть много эмоционального содержания в работе этих людей, личное заметно.
Итак, 4 периода 20 века оставили след в семейной истории любого россиянина и людей постсоветского пространства.
Эти события продолжают на нас влиять. Осознанно мы действуем в результате этого влияния, или нет — вопрос второй.
Но с 20м веком в своей голове и в своём сознании стоит разобраться. Просто потому что психотравма всегда фонит.
Будут ещё публикации на эту тему, следите за новостями, подписывайтесь на канал.
Лайк, если информация в статье оказалась для вас ценной.
Ваш реалистичный психолог
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-279932-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-279932-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Комментарии (0)