Блог психолога и эксперта по технологиям влияния. В блоге публикуются посты на темы здоровья, отношений, социальной реализации а также личностного развития. Особое внимание уделяется психологическим практикам и стратегиям. Блог будет вам полезен!

Коллективные травмы 20го века у россиян

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({ google_ad_client: "ca-pub-9684697538094973", enable_page_level_ads: true });

Понятие «психологическая травма» появилось в 80е годы прошлого века в рамках исследований птср (посттравматического расстройства). Само по себе птср, то есть изменение поведения людей, переживших опасные или трагические события, катаклизмы, стрессы, описано ещё в трудах античных авторов. Сохранились письменные свидетельства, датируемые аж 1300 в. до н.э., о том, что солдат после сражений  преследовали кровавые призраки мертвых.  Есть упоминания о посттравматических симптомов у Геродота, у средневековых авторов, авторов Эпохи Просвещения, в хрониках Гражданской войны в США…

В истории человечества было неоднократно зафиксировано это явление среди военных, участников военных действий. Чаще всего птср связывают именно с переживанием военного времени или событий, но это явление может быть и в мирное время, и с мирными жителями. И может быть вызвано событиями, не имеющими прямого отношения к войне.

Сегодняшний пост о том, какой след оставили события 20го века в сознании целых поколений людей, и как это отразилось на их поведении. Статья про Россию и постсоветское пространство.

В продолжение статьи 

В каком веке вы живете? Как прошлое владеет людьми

Меня зовут  Эвелина Гаевская, я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Рубрики

#сценарий_eg

#финансы_eg

Метки  #психология  #история россии  #психотравма  #поколение  #семья

Память о значимых социальных процессах и исторических событиях передаётся поколениями, от старших к младшим, в процессе семейного воспитания. И в результате передачи информации от человека к человеку личный пережитый опыт становится частью коллективного опыта, формирует информационную среду и культурный код общества.

В 20 веке было 4 ключевых социально-исторических процесса, которые вызваны конкретными событиями, фактами:

  1. Период революций, Гражданской войны и коллективизации. Связан с темой бедности и богатства.
  2. Период Второй Мировой войны. Связан с изменением гендерного поведения.
  3. Период развала СССР. Связан с потерей социальной идентичности. 
  4. В разное время — репрессии и депортация малых народов. Забвение и потеря родины.

Каждый из этих процессов остался в памяти людей. Далее в статье подробнее об этих процессах.

Первый процесс, период приблизительно 00-30е годы 20го века: революции, Гражданская война, коллективизация, индустриализация.*

*У европейцев этот период связан с Первой Мировой войной.

Богатство и бедность

Социальные процессы этого периода объединяет один смысл: это был слом прежних, фундаментальных принципов отношения к собственности и власти. В то время была изменена полностью иерархия и структура общества, что сопровождалось изменением принципов владения материальными благами. 

В каждой семье есть свои семейные истории, связанные с темой материальных ценностей в то время. Поскольку большая часть населения России на начало 20 века была из крестьян, которые вступали в колхозы, сейчас у многих в семейном сценарии есть паттерн (устойчивая модель поведения и реакций) про то, что для того, чтобы выжить, нужно отказаться от собственности, денег, имущества.

Тема эмиграции, необходимости бежать, бросив условное «поместье» и фамильные драгоценносии, хоть и меньше распространена, но тоже об этом же.

Также есть тема внезапного обогащения и обретения власти над людьми:

Все, что связано с финансовым статусом ныне живущих людей - резонирует с той памятью об изменении социального статуса, потери имущества и даже жизни, формирует идеологию, систему ценностей и реакций в отношении денег. Влияет на выбор денежной стратегии.

Корни твоего богатства

Программы поведения в отношении денег

Деньги и родительские послания

Второй период: примерно середина 30х годов - 53г. Репрессии, Вторая Мировая война, восстановление ресурсов.

Изменение социальных ролей

За себя и за того парня

Многие мужчины были убиты. Женщины взяли на себя часть мужской ответственности в социуме. Те мужчины, которые вернулись с войны, остались жить - тоже взяли на себя часть чужой ответственности.

Мужчинам важно было позаботиться о вдове однополчанина и его детях. Женщинам важно было в память о погибшем герое работать за двоих, вырастить детей так, чтобы своих отцов любили, помнили, подражали. 

Посттравматическая идея, корнями идущая из этого периода, для меня звучит как «За себя и за того парня».

Паттерн выражается, например,  в отказе на компенсацию сверхурочной переработки, в отношении к мужчине: «он же пришёл с работы, ему надо отдохнуть, а я отработаю 3 смену», в отношении к женщине «она рсп, будет рада хоть чужого мужа в доме видеть раз в неделю». Идея «чужих детей не бывает» — это про осиротевших эвакуированных детей, которым в глубоком тылу другие люди, других национальностей, заменили семью.

Отсюда же идёт, возможно, привычная модель отстаивать своё мнение, «стоять насмерть» и уничтожать «противника».

Возможно, все эти бесконечные высказывания мужчин в комментариях про грядущий апокалипсис и про то, как женщины без мужчин не выживут - это что-то оттуда, из того времени, когда была война, мужчин убивали, женщины выживали в совершенно ужасающих условиях.

На тему изменения женской социальной роли в условном «постапокалипсисе», один из множества примеров:  черкасовское движение в СССР, инициатором которого стала работница Сталинградского детского сада Александра Черкасова. Показательно, какие профессии были у активисток этого движения и в других регионах СССР.

Третий период: конец 80х- 90е

Перестройка, гласность, Развал СССР

Потеря идентичности, принадлежности к стране.

Граждане несуществующего государства 

Модные идеи «я гражданин мира», «поеду жить на остров, буду работать удаленно и заработаю миллион», ставшие популярными в 2000е - родом оттуда, из периодов развала СССР.

Люди потеряли государство, а не страну, гражданство, а не национальность. Были разорваны социальные связи, обесценились не только рубли, сам ранее накопленный  социальный капитал каждого человека обесценился. Вчера он был уважаемым учителем в школе, а сегодня продаёт в переходе выращенные на даче кабачки, чтобы купить хлеба. Вчера был двоечник и хулиган— сегодня в малиновом пиджаке, а впоследствии —в чиновничьем кресле в каком-нибудь спорткомитете.

Разрушению подверглись этические ориентиры, на которых веками строилась культура российского общества, вытеснены «пеной» быстрого обогащения, коммерциализации государственных систем. Этические основы по-прежнему подвергаются атакам, да и пена не ушла.

Этот период изменил в людях идентичность, связь со своим государством и страной. Возможно, тот уровень недоверия народа к чиновникам, который мы наблюдаем сейчас — результат отношения обычных людей к людям, облечённых властью в любой форме, сформированного во времена застоя и лихих 90х.

Верить нельзя никому ©️

Четвёртый процесс, пожалуй, не имеет четкой хронологической привязки. Это процесс в основном связан с депортацией малых народов и народностей, косвенно с репрессиями.

Потеря Родины

Перекати-поле

Травматический след от этих событий, кроме вышеперечисленных потерь материальных ценностей, социального статуса, изменения гендерной нагрузки и утраты идентичности, носит некий архетипический характер. Потеря связи с местом рождения —это как утрата связи с землей, породившей жизнь. Когда могилы предков далеко, и нет возможности им поклониться — это обессиливает человека. В язычестве был обычай: отправляясь в далекое путешествие, брать с собой горсть земли у родного дома. Символ очень мощный. Потомки тех, кто был депортирован, имеют в своём семейном сценарии эту память, память утраты силы родной земли, которая помогает и поддерживает.

Пример. В республике Калмыкия серьезно занимаются проблемой опустынивания. Я предположу, что такое внимание к проблеме связано не только с климатическими условиями этого региона, но и с историей возвращения депортированного малого народа на свои земли после реабилитации в 1956г.

Почему я связываю эти два факта, депортацию и опустынивание? Мне приходилось общаться с людьми из Элисты, которые работают в сфере экологии и конкретно занимаются восстановлением почв. Кроме бизнес-формата, есть много эмоционального содержания в работе этих людей, личное заметно.

Итак, 4 периода 20 века оставили след в семейной истории любого россиянина и людей постсоветского пространства.

Эти события продолжают на нас влиять. Осознанно мы действуем в результате этого влияния, или нет — вопрос второй. 

Но с 20м веком в своей голове и в своём сознании стоит разобраться. Просто потому что психотравма всегда фонит.

Будут ещё публикации на эту тему, следите за новостями, подписывайтесь на канал.

Лайк, если информация в статье оказалась для вас ценной.

Ваш реалистичный психолог

  Эвелина Гаевская

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-279932-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-279932-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");


Источник: Коллективные травмы 20го века у россиян
Автор:
Теги: психотравма сценарий век травма автор апокалипсис атака

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства