Блог психолога и эксперта по технологиям влияния. В блоге публикуются посты на темы здоровья, отношений, социальной реализации а также личностного развития. Особое внимание уделяется психологическим практикам и стратегиям. Блог будет вам полезен!

То, что вы реально чувствуете - не истина

 

фото firestock.ru


- А бывает такое, что человек сам по себе такой, что сразу вызывает раздражение? Ну, энергетика у него такая? 

- Я чувствую, как будто моя клиентка негативно ко мне настроена, она меня этим раздражает!

- Я точно знаю, что думает мой бывший муж! Он хочет мне навредить и отомстить!


Знакомо? Сколько раз каждый из нас был в таких ситуациях, когда мы "чувствуем" и "ощущаем", а поэтому и " точно знаем" про других - какие они, что хотят в отношении нас? Как часто мы высказываем предположения о мотивациях других людей лишь на основе своих ощущений? Как быстро мы интерпретируем свои смутные, плохо распознанные эмоции страха, чувства стыда и вины в логический вывод " этот человек негативно ко мне настроен" или "с ним нельзя иметь дело, он ненадежен"?

Приводит ли этот процесс к реалистичному контакту или же лишь рождает иллюзии?

Исследования в области феномена восприятия выявили несколько эффектов (ошибок), которые допускают люди в процессе социального общения.

Эффект первичности (первого впечатления)

Доказано, что во время собеседований при приеме на работу работодатели составляют мнение о соискателе в первые 5 минут общения, а все последующее время выстраивают свои вопросы таким образом, чтобы это мнение обосновать.

Эффект ореола

Граф: У тебя прескверная репутация!

Фигаро:  А если я лучше своей репутации? (с) Бомарше. Безумный день или Женитьба Фигаро.

Если о ком-то нам заранее сообщили авторитетные для нас люди, мы будем воспринимать незнакомого для нас человека с чужих слов, а не руководствуясь реальными фактами общения с этим человеком.

Эффект проекции

Когда мы сравниваем поступки другого человека со своими ценностями: " я бы так не поступил", "а вот прежний сотрудник делал по-другому"

Эффект ожиданий

Обращаясь за помощью, мы ожидаем помощи. Нанимая сотрудника, работодатель ожидает, что сотрудник будет хорошо работать. Это адекватные ожидания. Негармонично, если мы не готовы получить отказ в помощи, когда ответ " нет" не является для нас равноценным ответу " да". Негармонично, если мы ожидаем, что человек с нами проявит именно те качества, которые мы хотим, чтобы он проявил: будет скромным или, наоборот, активно острить и всех веселить, будет готов вкладываться в общее дело на все сто ( и неважно, что у человека может быть семья и там свои процессы), друг будет готов примчаться по первому зову, а дети будут послушными даже в подростковом возрасте... Негармонично ( для нас прежде всего), если мы не разрешаем другому быть другим, быть собой.

Эффект новизны

Новое всегда кажется лучшим и более интересным. Поэтому люди могут воспринимать нового знакомого в интернете как высокопрофессионального специалиста лишь на основании его правильной анкеты и пары-тройки забавных комментариев и постов. Незнакомый по сути человек может восприниматься гораздо профессиональнее, или интереснее, чем знакомые.

Эффект роли

С ним, пожалуй, сталкивались все. Роль тыжпсихолог уже стала интернет-мемом, пример того, как ожидающая сторона навязывает роль другому человеку.

Без навязывания - мы ожидаем от руководителя твердых, взвешенных, последовательных решений, и не ожидаем неформального поведения - все в соответствии с его ролью руководителя. Есть и другой вариант, когда человек сам не выходит за рамки выбранной роли. Например,  когда руководитель приходит в деловом костюме как на официальные мероприятия, так и на детские праздники. 


см. также  Что надо знать о мозге. 5 книг, которые помогут разобраться в себе


На восприятие очень сильно влияет просто физическое состояние (голод, усталость, стресс), а также эмоционально значимые события, если они произошли недавно. В этих случаях ошибки восприятия проявляются сильнее, так как у организма просто нету ресурсов на это, мозг в фоновом режиме решает вышеперечисленные задачи (как быстрей пообедать и где, как побыстрее закончить общение, как успеть дедлайн).


Неверные выводы, основанные на таких феноменах, вызывают эмоции и чувства, которые рациональная часть сознания пытается как-то обозначить и структурировать:

"Я испытываю страх рядом с этим человеком, потому что он плохой человек, он плохо ко мне относится, не уважает меня" ( а вовсе не потому, что этот человек намного выше меня по социальному статусу, и мне кто-то сказал, что он очень строгий и серьезный руководитель, у которого в подчинении пара тысяч людей)

"Я знаю, что этот человек строит мне козни" ( а на самом деле нет никаких фактов козней от этого человека, кроме моих ожиданий неприятностей и страха по этому поводу)

см. также  Агрессия как базовый инстинкт


В психологической практике обращение к эмоциям - один из эффективных способов работы с запросом клиента. Эмоциональная разумность это лишь часть сознания человека. И очень важно, чтобы разумности не противопоставлялись ( " тело лишь сосуд, главное душа" или "эмоции вредны, они мешают мыслить логически"), а именно дополняли друг друга. 

На практике это выглядит так:
" Клиентка негативно ко мне относится!" - " В чем это выражается?*
Она вам что-то говорит негативное? Она конкретно что-то сделала ( оставила отзыв для других клиентов, высказала претензии, испортила вашу репутацию для партнеров)? Она не проявляет уважения к личному пространству ( опаздывает, отменяет-переносит встречи без извинений, и т.п.)
*Могут быть еще проявления в мимике, например, в жестах, но с этим лучше работать если есть опыт интерпретаций.

Осознаваемые и управляемые эмоции - это мощнейший ресурс. Если Ум (ментальная разумность) принимает решения, ставит цели, то эмоции - это то " топливо", которое требуется нам для решительных шагов к целям и мечтам. Важно, чтобы они "сотрудничали".
см. также  Про эмоции и эмоциональность 


  • Эмоции, которые мы испытываем в общении с другим человеком, принадлежат только нам, то есть это часть нашего субъективного восприятия мира.
  • Эмоции важно замечать и правильно распознавать. Но эмоции зависят от ситуации и контекста.


    • Эмоции - в нашей власти. Нельзя вызвать у другого человека строго определенную эмоцию специально ( если, конечно, не владеть специальными навыками, но в обычной жизни это редко требуется). Обычно мы сами "соглашаемся" ( или не соглашаемся), какую эмоцию испытывать в общении.
    • Эмоции могут быть интерпретированы в выводы, чаще всего неверные. Выводы от эмоционального состояния лишь тогда верны, если подкреплены реальными фактами. Делать прогнозы на основе своих чувств - неразумно. 

    Цитата:

    То, что вы чувствуете, не всегда является верным показателем того, что происходит на самом деле. Просто потому, что вы это чувствуете, не означает, что это правда. Иногда источником эмоций может послужить усталость, голод, раздражение, или же просто насморк. Чувствуете вы себя хорошо или плохо — будущее от этого не изменится. Чувства могут быть истинными, но они не есть истина.

    Р.Абрамович


    © Эвелина Гаевская
    Блог Эвелины Гаевской
    я в соцсетях



    ЕЩЕ ЧИТАТЬ


    Уровни проявления агрессии. Как противостоять.

    Философия игры. Правила для детей и взрослых.


    Источник: То, что вы реально чувствуете - не истина
    Автор:
    Теги: Власть Будущее возраст социумное я эмоциональная разумность поведенческий фк агрессия быстрый

    Комментарии (0)

    Сортировка: Рейтинг | Дата
    Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
    Написать комментарий:
    Напишите ответ :

    Выберете причину обращения:

    Выберите действие

    Укажите ваш емейл:

    Укажите емейл

    Такого емейла у нас нет.

    Проверьте ваш емейл:

    Укажите емейл

    Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

    Ваши данные удалены

    Просим прощения за доставленные неудобства