Блог психолога и эксперта по технологиям влияния. В блоге публикуются посты на темы здоровья, отношений, социальной реализации а также личностного развития. Особое внимание уделяется психологическим практикам и стратегиям. Блог будет вам полезен!

«Золотая рыбка»: Мужская сказка про «хотелки» женщин и непройденные уроки мужчин

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({ google_ad_client: "ca-pub-9684697538094973", enable_page_level_ads: true });

В продолжение обсуждения социально значимой и пропагандирующей социальную дискриминацию сказки

«Золушка»: сказка про право на власть

сегодня статья про сказку Золотая рыбка. 

Меня зовут  Эвелина Гаевская, я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Рубрика:  #мифы_eg

Метки:  #сказки  #пушкин  #психология  #золотая рыбка

Есть сказки «мужские», есть «женские».

В мужских сказках есть послания про мужские  инициации

Большинство популярных славянских сказок -  мужские, они описывают буквально «пошагово» путь становления героя («царевича» или «дурачка») от темы потребления через потери и выбор, к ответственности, власти и новому статусу. Западные сказки чаще про социализацию как способ инициации. И западная мужская сказка «Принцесса на горошине», в этом смысле «аналог» тоже западной женской сказки «Золушка», о том, каковы социальные нормы, при которых инфант становится монархом.

Пушкинская Сказка о рыбаке и рыбке тоже про мужскую инициацию.

Хотя мораль этой сказки  адресуют женщинам. Часто с неким назиданием:

Знай своё место, не смей претендовать на власть, иначе будешь наказана. Твои хотелки доведут до цугундера, радуйся тому, что имеешь. Не проси больше. Вообще ничего у мужа не проси, останешься у разбитого корыта.

В патриархальном обществе да не ослушается женщина мужа своего. И иерархических законов этого (монотеистического) общества, которые символизирует рыбка.

Тем не менее, это сказка мужская, про непройденную мужскую инициацию. Потому что в патриархальном обществе и, главное, в маскулинной культурной парадигме, мужчина должен пройти путь героя.

С чего начинается сказка:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Сказка о рыбаке и рыбке, Пушкин

Первая фраза обозначает главного героя сказки. 

Это вовсе не Старуха, а Старик.

Старуха вообще здесь, объект, прикладной персонаж, необходимый для того, чтобы настоящий герой сказки, Старик, проявил себя.

Если бы старуха была хотя бы второстепенным героем, начало сказки было бы лингвистически другим: «жил старик и старуха». Но нет. Старуха «своя», собственность Старика, он активно действует, она просто с ним рядом.

Вторая часть первого четверостишия сказки — обозначает героя «инфантом». Несмотря на то, что он уже старик, и у него есть старуха, он ничего не представляет из себя в иерархии патриархального общества.

Начало сказки «Золотая рыбка» - то, что произошло с героем-царевичем-дурачком из других сказок, которые заканчиваются свадьбой героев на «пир горой, разливанное море», «по усам текло, в рот не попало». Но что-то пошло не так. Не «стали они жить-поживать и добра наживать», а зациклились на этом самом море в однообразной деятельности. День Сурка на 30 и 3 года:

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сказка о рыбаке и рыбке, Пушкин

Вложения старухи в семейное благополучие

Возможно, есть такая идея, что раз патриархат (а Старик главный «патриарх» в сказке), то женщины при патриархате сплошь «потребляют ресурс». Предлагаю посмотреть на расклад сил в сказке про рыбку. 

Стоит обратить внимание на исконно женское занятие «пряла пряжу», которое отсылает нас к мифологии о прядении, нитях-паутинах, путеводных клубках для поиска пути и выхода из лабиринтов, о ткачестве, о богинях судьбы. Все эти архетипы и мифы присутствуют в разных культурах.

Тема магичности женского занятия, связанного с прядением и ткачеством есть и в сказке «Царевна-Лягушка», и в сказках про Бабу-Ягу, и в мифах про лабиринт и подвиги Тесея. 

Связано с женской инициацией («Спящая красавица»). С женской темой «даровать жизнь и обречь на смерть» (мифы о мойрах, богинях судьбы).

Тема ткачества подчеркивает интеллектуальность женского формата инициаций: сказка «Марья -Искусница», а ещё это отсылка к архетипу Афины (миф про Арахну). 

Научные обоснования про связи мифов всех времён и городов можно почитать в фундаментальной книге  Золотая ветвь 

То, что старуха прядет свою (!) пряжу , из которой затем делается невод, говорит о том «вкладе» в отношения, который сделала старуха. По сути, она всю жизнь создает основу для материальной стабильности из семьи, и для социальной ресурсности старика, поставляет ему инструментарий для промысла (тоже слово, конкретно связанное именно с мужскими инициациями).

Потеря мужественности как социальный тренд

Но для повышения социального статуса и финансового уровня, увеличения ресурсов для мужчины недостаточно просто инструментов, удочки или невода. Требуются личные вложения мужчины: интеллект, навыки, сноровка, знания, креативность, смелость, управление рисками и т.д. Именно поэтому раньше мужская деятельность и называлась «промысел», про-мысел.

Старый инфант

Если старик 33 года, что называется, «в одной поре» в отношении социальных благ - ни дома не построил («ветхая землянка»), ни сына не вырастил, ни дерева не посадил — это говорит о его личных качествах. Точнее, об их дефиците или непроявленности.

Что на самом деле означает фраза "посадил дерево, родил сына, построил дом"?

Тему безропотной зависимости от мнения старухи или рыбки этот старик демонстрирует на протяжении всей сказки: ему сказали-он делает, личных желаний, намерений, целей и мотиваций у него просто нет.

Простое мерило успеха мужчины

Ну и совсем на поверхности: социальные достижения выражаются очень конкретно в материальных благах.

Цитирую свой комментарий:

Вдумайтесь в один простой факт: старуха жизнь со стариком прожила, до старости, а он ей за всю жизнь даже корыта не добыл. И тут на старости лет хоть у старухи возможность появилась свой многолетний бесплатный домашний труд конвертировать. Но нет. Эти «хотелки» какие-то, нельзя , чтобы старая женщина хоть в конце жизни что-то получила. Не положено!

Ещё цитаты из обсуждения:

Тоже думала, а чем это нужно всю жизнь заниматься, что бы жена на старости имела только разбитое корыто. Мужчина ничего не мог без рыбки.

Демонизированная старуха

Цитата:

«Старуха демонизирована до крайности, выставлена сумасшедшей, пожелавшей унижения своей благодельнице.»

В обществе существует привычная мужская поведенческая модель: в случае дефицита ресурса у мужчины нужно просто добрать его у женщины. Иногда это выглядит так: если конкретно мужчина не состоялся - важно найти ведьму и отправить ее на костёр. Потому что ну кто ещё в ответе за мужской успех и за его мужественность. Конечно она. Старуха со своими «хотелками».

Вот так можно обосновать, цитата из комментария мужчины:

«почему мужчины зачастую не любят и не хотят понять желания женщины. Тут всё просто-потому что эти желания зачастую очень переменчивы. Ещё Пушкин это заметил в своей сказке о "Рыбаке и рыбке". Там ведь по сути две женщины: старуха и та самая рыбка. И вот рыбка очень быстро (куда быстрее старика) поняла что надо завязывать исполнять хотелки женщины если они каждый день у неё новые.»

Здесь по классике мужской реакции на женщин:

  1. Мужчина объясняет женщине, чего хочет женщина (потому что ну он лучше знает. На том просто основании.)
  2. Мужчина обесценивает то, что заявляет женщина: «сами не знают, чего хотят»

См

Мужская тактика влияния на женскую самооценку

Пять мужских способов сделать из женщины вещь

Поэтому «своя старуха старика» выставляется как не имеющая к нему отношения, и как та, которая должна быть наказана, цитата:

«обратите внимание наказана она была не за то, что посмела претендовать на большее а за неуемную жадность - за то, что не могла остановиться в своих притязаниях.»

Жила-была девочка, сама виновата.

Корыто как достижение

Популярная в народе манипуляция (нарциссического формата, кстати) — сделать что-то на рубль, а спросить о «благодарности» на 10. Можно на жалость давить «а я учил, не ставьте двойку!».

И мужчины, и женщины  могут такую тактику практиковать. В данном случае мужской вариант, цитата:

«насчёт корыта, как раз его то старухе муж обеспечил, иначе откуда у неё было то самое расколотое? Другой вопрос что у него в силу возраста не хватало уже сил сделать жене новое.»

Надо признать, женщины и сами рады поддерживать подобный вариант, придавая чуть ли не сакральное значение мелким знакам внимания от мужчин. 

У Довлатова есть на эту тему:

« У меня был знакомый валютчик Акула. Избивал жену черенком лопаты. Подарил ее шампунь своей возлюбленной. Убил кота. Один раз в жизни приготовил ей бутерброд с сыром. Жена всю ночь рыдала от умиления и нежности. Консервы девять лет в Мордовию посылала. Ждала...»
«Компромисс», Сергей Довлатов

Тактика эффективная не только для того, чтобы задешево свою значимость для других прокачать, но и для контроля над другими. 

Судя по состоянию корыта на момент событий в сказке, это вполне мог быть свадебный подарок старика старухе. Когда они оба были молодыми.

В обсуждении здесь звучала довольно забавная идея, что в обществе заведено: сначала мужчина ухаживает за женщиной, а потом женщина за мужчиной. Стратегия выгодная для мужчин с точки зрения затрат - затраты краткосрочные, но инвестиция в будущее надолго. Вот так один раз подарил корыто - она всю жизнь в нем стирает тебе носки. Удобно. Выгодно. И контроль, опять же: посмела претендовать на большее - новый социальный статус — наказана.

Роль старухи, «своей старухи Старика»

Возможно, стоило старухе остановиться. Например, в самом начале ее карьеры жены. Один раз муж корыто подарил - хватит уже чего-то требовать от него. Сама-сама-сама дальше. Пряди свою пряжу.

Но старуха в сказке не сама по себе, она «часть» Старика. Поэтому старуха не может остановиться, ее роль в подталкивании Старика к прохождению инициации, к осознанию им своих личных желаний и границ. Старуха (со своей пряжей и амбициями, да) — это опять ресурс для Старика, его энергия, которая должна материализоваться вовне, в социуме. Причём, именно через связь (нить) между прошлым и будущим (тема власти и социального статуса это не только про материальное, да)

Это не старуха, а Старик должен был остановиться в своих обращениях вовне, к рыбке. Он должен был выйти из роли жертвы и просителя. 

Это он должен быть изменить свои действия, чтобы получить новый результат (перестать закидывать невод, прекратить или изменить однообразное действие , совершаемое им 33 года подряд). 

Это он должен был «вырасти» социально и укрепить (восстановить?) свою родовую связь, раз уж сына не родил, хоть бы через статус столбового дворянина, «посадить дерево» рода.

Древнее (природное) дворя́нство (нем. Uradel) — в ряде европейских стран роды, которые известны как дворянские со Средних веков. В Российской империи использовался аналогичный термин cтолбово́е дворянство, объединявший дворянские роды, известные с допетровского времени. Древнее (природное) дворянство обычно противопоставляется жалованному, которое выслужило дворянское достоинство на службе монарху Нового времени.
Википедия

Но нет. В очередной раз, в очередной жизненный и возрастной кризис, Старик не прошёл цикл инициации, да и остался у разбитого корыта, со своею старухой, у самого синего моря.

Ещё из Пушкина:

Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.

Ни разу не про женские желания сказка Золотая рыбка. Эта сказка про непройденные уроки мужчин.

А ещё, пожалуй, про свободу воли человека. Если даже силы природы и стихий и законы мироздания в лице рыбки не могут заставить человека быть активным и инициатором в своей жизни — то ничего не попишешь, эволюционный отбор сработает.

Ваш реалистичный психолог

  Эвелина Гаевская

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-279932-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-279932-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");


Источник: «Золотая рыбка»: Мужская сказка про «хотелки» женщин и непройденные уроки мужчин
Автор:
Теги: золотая рыбка мифы мужские инициации сказкотерапия женщина мужчина ПРО рыбка сказка

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства